Сбросить
Рекомендации поиска
    Всё о мире строительства, 10 октября 2019
    Дом, подвинься!

    Среди инженерных задач, которые приходилось решать человечеству, есть такие, о которых можно сказать одно — нет, так не бывает, это невозможно! Речь пойдет о переезде зданий на новые места. Ведь дом надо очень деликатно «оторвать» от фундамента, приподнять, перенести и ухитриться при этом его не разрушить! Как строители заставили дома передвигаться и какие технологии сопутствовали этому непростому, но по-прежнему удивительному процессу.



    Ольга Любарцева

    Ольга Любарцева, главный специалист конструкторского отдела компании «Метрополис», рассказала изданию «Всё о мире строительства» о причинах переноса зданий и особенностях технологии. Наиболее массовая передвижка домов в России связана с реконструкцией Москвы в 30-е годы прошлого столетия. Сформированный в годы первых пятилеток план развития генерального плана Москвы подразумевал ряд преобразований.

    Строителям молодой страны предстояло не только изменить облик города, улучшить жилищные условия населения, но и трансформировать улицы города, улучшить транспортную обстановку столицы. Улицы, сложившиеся в предыдущие столетия не соответствовали требованиям нового времени. Увеличившийся транспортный поток требовал создания новых магистралей за счет расширения старых улиц. Устаревшие, мешающие новым транспортным артериям здания подлежали сносу, однако, часть домов все же решили сохранить и сдвинуть вглубь кварталов. До этого момента уже были известны случаи переноса домов, как за рубежом, так и в Российской империи, однако, на этот раз предстоял более массовый «переезд». В этой связи и была создана специальная контора по разработке методов и проектов переноса зданий.



    Суть метода на первый взгляд довольно проста: предварительно укрепив конструкции, здание необходимо «отрезать» от существующего фундамента, подвести под его стены механизмы для передвижки, и перенести на новый фундамент. Звучит просто, однако, как всегда при строительстве возникает масса нюансов. Состояние конструкций здания, его общий вес, расстояние и препятствия, которые ему следует преодолеть при передвижке и даже наличие или отсутствие в момент переезда в нем жильцов - все это следовало учитывать при разработке проекта передвижки. Вес первых передвинутых в СССР домов составлял от нескольких сотен до полутора тысяч тонн. Сроки таких передвижек составляли от 25 дней. Впоследствии инженерам удавалось передвигать здания весом до 23 000 тонн всего за одну ночь.


    Рекорд скорости переезда составляет всего 41 минуту. Речь идет, возможно, о самом известном «переехавшем» в нашей стране здании - доме Моссовета. Здание перевозили при массовом скоплении москвичей и прессы, не прерывая при этом работы служащих. В решении перенести это здание таким способом немалую роль сыграла идеологическая составляющая - настолько велико было желание продемонстрировать Западу возможности советских инженеров. И надо признать, сделать это удалось, этот случай был зафиксирован в книге рекордов Гиннеса. Известно еще о нескольких случаях передвижки зданий в нашей стране в послевоенное время, но за последние 30 лет таких масштабных проектов больше не было. Сегодня подобные передвижки домов технологии используются при реконструкции зданий, когда возникает потребность в заглублении подземной части вплоть до устройства нескольких подземных уровней. В таких случаях, как и в начале прошлого века, существующие стены здания отрезают от «старого» фундамента, подводят домкраты и после опирают на вновь возведенные конструкции.


    Необходимость изменить местоположение здания на карте города в современном мире может возникнуть по тем же причинам, что ранее - строительство или расширение дорог, возведение новых сооружений. Чаще всего сейчас принимается решение о сносе старого фонда, сохранять имеет смысл только сооружение представляющие историческую ценность, и их сегодня все чаще реконструируют, нежели сносят. Передвижка современных зданий безусловно возможна, однако их вес намного выше - сотни тысяч тонн. Сложно представить ситуацию и технологию, с помощью которой возможно будет такое здание перенести. Да и большинство современных зданий возводится с двух-, трехуровневой подземной частью, которую перенести невозможно.


    Читать статью полностью на сайте журнала «Все о мире строительства».