ГЭС-2 — выведенная из эксплуатации электростанция в Москве. Электростанция работала в 1907-2006 годах и занимала комплекс зданий по адресу Болотная набережная, 15 в районе Якиманка по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова.
В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году некоммерческий фонд современного искусства V-A-C выкупил права на здание с целью организовать в нем центр современного искусства. Была проведена масштабная реконструкция с сохранением максимального количества оригинальных элементов и исторического облика объекта. Открытие обновленного Дома культуры состоялось 4 декабря 2021 года.
14 декабря 2021 года Мэр Москвы Сергей Собянин вручил награды лауреатам конкурса за лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация – 2021». Цель конкурса — развитие традиций московской школы реставрации и привлечение общественного интереса к памятникам истории и культуры. ГЭС-2 стала лауреатом в категории «Объекты промышленной архитектуры».
Также Дом культуры ГЭС-2 был номинирован на Всероссийскую инженерно-архитектурную премию 100+ Awards 2021, где попал в шорт-лист категории «Лучшее конструктивное решение - нежилое, высотное или уникальное здание».
![](https://metropolis-group.ru/upload/medialibrary/9a6/1.jpg)
К проекту реконструкции этого памятника архитектуры привлекли знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пьяно (автора Центра Жоржа Помпиду в Париже и небоскреба The Shard в Лондоне) и его студию Renzo Piano Building Workshop.
Проектом реконструкции предусматривалось восстановление первоначального исторического облика электростанции и переосмысление ее внутреннего пространства. Предполагалось обращение к принципам энергоэффективной и устойчивой архитектуры — использование солнечных батарей, забор чистого воздуха через надстроенные до 70 метров трубы и сбор дождевой воды. Крышу машинного зала решили сделать стеклянной, чтобы обеспечить естественное освещение в светлое время суток. Неф основного здания теперь используется как большое выставочное пространство площадью 1300 м², помещения поменьше — как отдельные выставочные залы.
В ходе реконструкции огромное внимание уделялось качеству и безопасности строительных материалов. Кроме того, многие стройматериалы содержали вторсырье, а некоторые были в основе здания ГЭС-2 еще до начала работ: их восстановили и использовали заново. Например, кирпичи, из которых были сложены стены и перекрытия, применили для отделки новых помещений.
Подобные решения помогли проекту получить один из самых престижных экологических сертификатов – LEED Gold, который подтверждает применение самых эффективных и экологичных методов проектирования и строительства.
Синие трубы являются одним из главных визуальных акцентов здания, и этот цвет выбран не случайно. Архитекторы Renzo Piano Building Workshop хотели, чтобы они отличались от обычных труб, ассоциирующихся с дымом и загрязнением. Эти трубы, надстроенные до 70 метров, выполняют воздухозаборную функцию. После анализа цветовой палитры района данный цвет был выбран как наиболее подходящий.
В здании ГЭС-2, помимо выставочных залов, разместились библиотека и книжный магазин, кафетерий и аудитория на 350 мест. Площадь арт-центра вместе с подземной парковкой составила 30 700 м². Перед основным входом в здание расположилась небольшая площадь, с которой посетители попадают на внутреннюю «улицу», окружённую выставками. К западу от Дома культура высажена берёзовая роща из 600 деревьев. Под деревьями установили специальную систему фильтрации грунта, которая позволяет собирать дождевую воду. Накопленная таким образом вода очищается фильтрами, а затем используется в целях экономии ресурсов в санузлах и для орошения растений.
В идее комплекса как современного культурного пространства заложено много функциональных зон, некоторые из которых имеют по два или три формата работы, поэтому самой сложной задачей была организация общей координации систем и конструкций. Сейчас посетителям комплекса видна только небольшая часть инженерных систем, большая же их часть размещена в стенах и перекрытиях, спрятана в специальных технических пространствах.
ГЭС-2 стала одним из немногих в Москве зданий, использующих возобновляемые источники энергии. На крыше здания установили солнечные батареи общей площадью 5 000 м2 — это позволило регулярно вырабатывать до 10% потребляемой электроэнергии. Благодаря этому, общее годовое энергопотребление сократилось на 2% (включая горячую воду от города), а годовой расход электроэнергии — на 6%. Кроме того, все инженерные системы ГЭС-2 — от вентиляции до освещения — смонтированы при использовании специальных технологий для минимизации энергопотребления.
Команда «Метрополис» участвовала в проекте и работала над конструктивными решениями и внутренними инженерными системами на стадиях Концепция, Проектная и Рабочая документация.
Конструктивные решения
Архитекторы и проектировщики подошли максимально бережно к вопросу сохранения оригинального внешнего и внутреннего облика ГЭС-2. По возможности старые элементы старались не заменять. Например, знаменитые фермы перекрытия нефа, спроектированные Владимиром Шуховым, не только сохранили, но и решили усилить их конструкцию, добавив новые элементы.
Все конструктивные элементы и соединения разработаны и изготавливались индивидуально. Для совсем нестандартных изделий проводились испытания, так как такие сложные формы не позволяли применить ту или иную теорию расчета.
Отказаться от системы лесов и создать пространства для обеспечения максимального фронта работ позволило устройство временных стальных конструкций, которые удерживали историческую кровлю на протяжении всего периода ее усиления и восстановительных работ. Усиливая конструкции крыши, приходилось обращаться к старой технической литературе, сохранять старинные технологии соединения и делать новые максимально приближенными к оригиналу. При этом ежечасно снимались показания деформаций конструкций.
Усиление исторических стальных конструкций – практически реставрационные работы с сохранением всех исторических заклепочных соединений и выполнение новых соединений так же на заклепках, которые максимально приближены к оригиналу начала прошлого века. Работы по усилению проводились в проектном положении без демонтажа существующих конструкций. Элементы усиления собирались из мелких кусочков листовой стали и на клепках крепились к существующим предварительно подготовленным конструкциям.
Проектные нагрузки значительно превышают несущую способность сохраняемых кирпичных стен, в связи с этим в стенах установлены монолитные железобетонные сердечники. Сердечники объединяются монолитными обвязочными поясами и в целом образуют новый монолитный каркас, способный нести проектные нагрузки от перекрытий и кровли.
Конструкции новых перекрытий представляют собой сложную балочную схему перераспределения ролей балок от главных к второстепенным. Опирание перекрытий шарнирное и осуществляется на монолитные сердечники в стенах. Ввиду сложности архитектурных решений, требований производителей бетона отделки, а также расположения внутри перекрытий огромного количества инженерных систем все конструкции балок получились крайне нестандартными.
Под всем зданием предусмотрены технические подвальные помещения. Новый подземный этаж выполнен посредством переопирания. Ввиду стесненности условий и невозможности выполнения производства работ крупной техничкой переопирание запроектировано с применением Jet-свай. Система переопирания делится на 2 этапа с целью обеспечения замкнутого контура гидроизоляции, простоты срезки свай и обеспечения широкого фронта работ для монтажа подземной части.
Проектом была предусмотрена такая последовательность выполнения работ, которая давала возможность строителям выполнять максимальное количество работ параллельно.
Сборные железобетонные конструкции использовались в качестве отделки, включая практически все панели потолков. Также некоторые панели спроектированы таким образом, чтобы создать впечатление «парящего бетона».
![](/upload/medialibrary/bcd/09.jpg)
Единственным новым объемом, построенным при реконструкции, стало здание аудитории. Тем не менее, оно связано с остальным зданием в том числе тем, что на него опирались фермы покрытия.
Трубы ГЭС-2 были изготовлены в виде полых секций, что обусловлено тем, что они действительно выполняют функцию воздухозабора и частично дымоудаления при необходимости. Решения труб крайне нестандартные, поскольку они опираются исключительно на конструкции покрытия. Также было проблематично произвести расчет на ветровую нагрузку с учетом пульсации и на резонансно-вихревое возбуждение ввиду уникальности конструкций.
![](/upload/medialibrary/5a5/12.png)
Александр Любарцев, главный инженер «Метрополис», назвал опыт участия в этом проекте бесценным: «За почти 6 лет проектирования и строительства, поиска новых решений, общения и обмена опытом с инженерами из разных стран наши специалисты накопили колоссальный опыт и знания. Многие из нас по-новому взглянули на свою профессию, она оказалась более творческой и изобретательной, чем может показаться на первый взгляд. Помимо профессиональных вызовов, это особая гордость сохранять и создавать историю для последующих поколений. Реконструкция и редевелопмент памятника архитектуры ГЭС-2 в самом сердце страны - энциклопедия технических решений. Уверен, этот опыт еще не раз поможет нам как инженерам находить оптимальные решения для сложных и интересных проектов».
- Год 2021
- Локация Москва, Болотная набережная, 15
- Площадь 40 000 м2
- Этажность 4 уровня
- Количество подземных этажей 2
- Статус построен
- Архитектура Renzo Piano Building Workshop, APEX
- Сайт объекта v-a-c.org/ges2
-
Стадии проектирования
Концепция
Проектная документация
Тендерная документация
Рабочая документация - Архитектурно-строительное проектирование Конструктивные решения
-
Проектирование внутренних инженерных систем
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы водоснабжения и водоотведения
Системы электроснабжения
Системы связи и сигнализации
Системы автоматизации и диспетчеризации - Спецразделы Энергоэффективность